Что необходимо знать про автомобильный кондиционер?
Для водителя важно находится в комфортном состоянии во время передвижения. Поэтому в автомобилях предусмотрены различные устройства, повышающие удобство и безопасность управления. Одним из них является система кондиционирования, которая предназначена для охлаждения воздуха в салоне. Поэтому автомобильный кондиционер http://www.nrf.ru/ используется во время жаркой погоды, когда кузов и салон нагреваются на солнце. Во многих современных транспортных средствах присутствует опция климат-контроля. Это электронный блок, который подключается к классической системе кондиционирования и автоматически регулирует температуру в салоне.
Принцип работы и устройство
Охлаждение воздуха достигается использованием в системе фреона. Это газ из группы хладагентов, который лучше всех способен при сжатии забирать тепло из атмосферы, а при расширении его отдавать. Вместе с фреоном циркулирует растворённое компрессорное масло, необходимое для смазывания деталей компрессора и дросселя. Фреон закачивается в систему трубопроводов на специальных заправочных станциях в количестве, измеряемом в граммах и предусмотренном производителем. Одной заправки хватает на несколько лет при правильной эксплуатации кондиционера.
Главным узлом системы кондиционирования является компрессор. При запуске двигателя включается электромагнитная муфта. Она вращает вал компрессора, и поршень сжимает фреон. Газ подходит к компрессору по магистрали низкого давления в жидком состоянии. При его сжатии давление в системе возрастает до 15-25 бар, хладагент нагревается до 80 градусов и поступает по магистрали высокого давления в конденсор.
Это устройство представляет собой алюминиевый радиатор, который устанавливается перед двигателем. Он стоит ближе других радиаторов к переднему бамперу. Горячий фреон охлаждается в конденсоре потоком встречного воздуха при движении автомобиля и вентилятором. Хладагент постепенно остывает, приобретая частично жидкую форму, и перемещается по магистрали в осушитель.
Ресивер-осушитель работает как фильтр и содержит силикагель, который удаляет опасную для системы влагу. Нужно знать, что жидкость не сжимается как газ, и при попадании в компрессор может выйти из строя поршень. Далее хладагент поступает в дроссель, являющийся терморегулятором давления. Его детали тоже смазываются растворенным в газе маслом.
Дроссель часто устанавливается со стороны двигателя в месте входа трубок в салон. Он имеет клапан, который пропускает газообразную часть охлаждённого фреона в следующий узел системы – испаритель. Температура газа на этом участке достигает минус двух градусов.
Испаритель изготовлен из алюминия, представляет собой радиатор с системой трубочек и находится внутри салона за панелью приборов. Рядом с ним размещается радиатор печки с вентилятором. При включении кнопки кондиционера вентилятор дует на испаритель с холодным фреоном внутри, и прохладный воздух поступает в салон. При этом давление остывшего хладагента падает, и он поступает по магистрали низкого давления в виде газа в компрессор. Цикл работы системы кондиционирования повторяется.
Диагностика неисправностей и советы по эксплуатации
Даже без специальных знаний водитель легко и быстро сможет определить, работает ли кондиционер в автомобиле. Необходимо завести автомобиль и со стороны двигателя положить один палец на трубку низкого давления, которая меньше диаметром, а второй — на трубку высокого давления с большим диаметром. Трубки выходят из корпуса кондиционера рядом друг с другом. Если тонкая трубка холодная, а толстая горячая, значит система работает. Разница температур может достигать 50 градусов, поэтому она легко определяется. Данный показатель будет отсутствовать при крайне малом количестве фреона в системе и при его полном отсутствии. Это происходит при нарушении герметичности трубопроводов, неисправности компрессора и других устройств. Остальные способы проверки занимают много времени, и результаты могут быть спорными.
Если кондиционер не работает или плохо охлаждает, нужно обращаться к специалистам, которые с помощью компьютерных программ определят причины и устранят неисправности. Во время заправки системы фреоном надо знать, что хороший мастер сначала должен удалить старый газ и влагу, а потом закачивать новый хладагент в нужном количестве. Важно понимать, что давление в системе зависит не от количества фреона, а от температуры воздуха. Если включённый кондиционер в жаркую погоду не охлаждает, нужно делать диагностику системы, при необходимости ремонтировать и наполнять фреоном.
Желательно не допускать долгого отсутствия хладагента в системе и длительного перерыва в эксплуатации, даже если автомобильный кондиционер не нужен. Детали узлов и магистрали без смазки повреждаются коррозией от влаги, находящейся в газе, нарушается герметичность. При включении может повредиться дорогостоящий компрессор, и может последовать замена других деталей. Поэтому даже в зимнее время надо включать систему кондиционирования на несколько минут.