Мыслительные способности
Метод III заставляет детей думать, размышлять. Родитель дает ребенку понять: «У нас конфликт, давай-ка вместе подумаем, как быть, — и придумаем что-нибудь дельное». Метод III — это интеллектуальное упражнение, дающее возможность и взрослому, и ребенку поломать голову. Это как задачка на сообразительность, где требуется подумать, угадать, догадаться. Я ничуть не удивлюсь, если дальнейшие исследования покажут, что у детей в семьях, где используется метод III решения конфликтов, лучше развиваются умственные способности, чем в семьях, где полагаются на методы I и II. Меньше враждебности — больше любви Родители, последовательно использующие метод III, как правило, замечают резкое уменьшение враждебности со стороны детей. И это не удивительно: когда два человека соглашаются с тем или иным решением, возможностей для конфликтов между ними становится меньше. Если родитель и ребенок вместе находят выход из конфликтной ситуации и принимают решение, которое устраивает обе стороны, они начинают относиться друг к другу с большей симпатией. Конфликт, разрешенный к обоюдному удовлетворению, сближает родителя и ребенка. Они не только радуются тому, что конфликт исчерпан, — оба довольны еще и тем, что не оказались проигравшей стороной. И наконец, каждому приятно, что к его мнению прислушались. Таким образом, метод III улучшает и укрепляет взаимоотношения. Родители не раз рассказывали мне, что сразу после разрешения спорной ситуации все чувствуют облегчение и пытаются выразить свою радость — каждый по-своему. Люди смеются, обнимаются, целуют друг друга. Невольно ощущаешь захлестнувшую их волну добрых чувств.
Один родитель, примерно через год после окончания нашего курса, написал мне:
Отношения у нас в семье стали другими. Это особенно оценили старшие дети.