Подхалимство попытка втереться в доверие
Одна из реакций ребенка на метод наград и наказаний — показать себя с лучшей стороны, понравиться тому взрослому, от которого зависишь. Принцип таков: «Если я сделаю что-то хорошее, тогда, вероятно, я получу награду и не буду наказан». Дети очень быстро понимают, что награды и наказания не всегда распределяются по справедливости. Расположение взрослых можно получить, добившись статуса «любимчика». Некоторые дети пытаются извлечь из этого пользу и подлизываются к взрослым, подхалимничают и т. п. Но даже если такие пронырливые дети и добиваются особого отношения к себе со стороны взрослых, в детском коллективе им живется непросто — другие дети обычно насмехаются над подхалимами и не хотят с ними дружить. Действуя авторитарными методами, родители лишают детей возможности проявить творческую инициативу — отбивают у них охоту делать что-либо самостоятельно. Точно так же в профессиональном коллективе авторитарные методы руководства подавляют инициативу и мешают нововведениям. Творческий подход невозможен без свободы — человек должен иметь возможность экспериментировать, пробовать, идти нетореными путями. Дети, воспитанные в семье, где широко использовался метод наград и наказаний, не могли в полной мере ощутить свободу, предоставляемую детям в семьях с благожелательным, «ненасильственным» психологическим климатом. Власть порождает страх, а страх притупляет творческую инициативу и приводит к конформизму. Принцип такого поведения: «Чтобы получить награду, я буду вести себя безупречно, делать все то, что считается правильным. А вот оригинальничать небезопасно, а я не хочу, чтобы меня наказали».