Трудности с я-сообщениями
Родители часто испытывают трудности при использовании я-сообщений. Конечно, все они так или иначе преодолимы, однако для того, чтобы сделать я-сообщение действенным, родителю понадобятся кое-какие дополнительные навыки. Бывает, что дети, услышав я-сообщение, игнорируют его. Понравилось бы вам, если бы вы услышали, что навредили другим людям? Вот и детям это не нравится. Иногда они предпочитают «пропустить мимо ушей» слова о том, что их поведение вызывает у родителей сильные эмоции. Мы советуем родителям послать еще одно я-сообщение, если первое не получило ответа. Может быть, второе я-сообщение окажется сильнее, убедительнее, громче или эмоциональнее. Второе сообщение словно говорит ребенку: «Да, это так, я не шучу». Некоторые дети в ответ на я-сообщение просто пожимают плечами: «Ну и что?» Но второе сообщение, более мощное, может попасть в цель. Или родителю придется добавить еще что-нибудь, например: Послушай, я же рассказываю тебе о своих чувствах. Это для меня очень важно. И мне не нравится, что ты все время отворачиваешься. Мне не нравится, когда ты отворачиваешься и не пытаешься даже меня выслушать. Меня это не устраивает. Мне кажется, это нечестно по отношению ко мне, потому что я на самом деле оказался в неприятной ситуации. Сообщение такого типа иногда заставляет ребенка прислушаться и обратить на вас внимание. Его смысл: «Шутки в сторону, все очень серьезно». Дети могут отвечать на я-сообщения своими собственными я-сообщениями. Вместо того чтобы сразу же исправить свое поведение, они сообщают вам о своих чувствах. Вот пример: В такой ситуации родитель, который не был на психологических тренингах, начинает защищаться или переходит к нападкам. Чтобы справиться с подобной ситуацией, родители должны вспомнить наш первый основной принцип: когда у ребенка проблема или он находится под влиянием эмоций, используйте активное выслушивание.