Умение правильно применять активное выслушивание
Умение правильно применять активное выслушивание приходит с опытом. Но в ходе занятий на курсах выяснилось, что большинство родителей, выполнявших специальные упражнения под наблюдением опытного психолога, начинают прекрасно справляться с этим непростым делом.
Слушаю, но не сочувствую Родители, изучающие метод активного выслушивания только по книгам, не слышат той полной тепла и сочувствия интонации, которую взрослый должен вкладывать в каждый свой ответ. И в этом заключается главная опасность. Сочувствие — очень важная составляющая любого общения, оно говорит о том, что слушатель настроен на одну волну с говорящим, готов мысленно поставить себя на его место — одним словом, проживает какой-то жизненный момент вместе с ним. Каждому хочется, чтобы его не только выслушали, но и посочувствовали ему, то есть разделили с ним его чувства. Дети живут эмоциями… Следовательно, большая часть того, что они сообщают, имеет эмоциональную окраску — это может быть радость, грусть, страх, любовь, ненависть, беспокойство, обида, гордость, уныние и т. п. Общаясь с родителями, дети, естественно, ожидают, что взрослые разделят с ними эти чувства. Если родитель не проявляет сочувствия, ребенку кажется, что родитель не уловил, не понял самое главное. Вероятно, самая распространенная ошибка, которую допускают родители, пытающиеся научиться активному выслушиванию, — это отсутствие эмоциональной составляющей в ответах. Одиннадцатилетняя Ребекка прибегает с улицы во двор, где ее мама подметает дорожку: Мама Ребекки слышит слова дочери, а не ее чувства. В данный конкретный момент Ребекка ужасно сердита, она буквально кипит от негодования. «Ты ужасно злишься на Скотта» — вот фраза, которая отражала бы действительное положение вещей. Когда мама спокойно отвечает, что Ребекка, должно быть, недовольна тем, что брат так обошелся с ее вещами, девочка решает, что ее неправильно поняли, и в следующем сообщении пытается исправить эту ошибку, уточняя: «Не то слово! Я его за это просто ненавижу!»