Первые неудачи при воспитании детей
Некоторые родители, испытав первые неудачи с методом «без проигравших», предпочитают вернуться к старому испытанному методу I. Обычно это приводит к довольно печальным последствиям. Дети недовольны, они чувствуют, что родители их обманули: заставили поверить, что хотят действовать по-новому, а сами взялись за старое. В следующий раз, когда родители попытаются применить новый метод, дети отнесутся к этому с еще большим недоверием.
Мы просим родителей ни в коем случае не отказываться от нового метода и не возвращаться к авторитарной манере общения. Но и к методу И, когда ребенку во всем уступают, возвращаться тоже не стоит, так как в другой раз, когда вы попытаетесь применить метод «без проигравших», дети будут настроены на борьбу до победного конца. Можно ли считать наказание одним из способов решения конфликта? Родители рассказывали нам, что после того, как решение с применением метода «без проигравших» было принято, они с детьми договаривались о наказании, если дети не сдержат своих обещаний. Впервые услышав об этом, я подумал, что ничего страшного в этом нет, раз все вместе договорились о наказании, — при условии, конечно, что это относится и к родителям, если они со своей стороны не выполнят обещанного. Но теперь я смотрю на этот вопрос иначе.
Я считаю, что не следует никого наказывать за то, что он не сдержал слова или не выполнил взятых на себя обязательств. Во-первых, родители должны показать детям, что наказание впредь будет полностью исключено из семейного обихода, даже если такую меру предложат сами дети. Во-вторых, доверием можно добиться большего. Вот примерный ход мыслей ребенка: «Когда я вижу, что мне доверяют, я уж не подведу. Но если я чувствую, что родители или учителя мне не доверяют, к чему стараться? Можно вести себя как угодно плохо, раз они обо мне такого невысокого мнения.
В зависимости от того, почему ребенок не сдержал слова, родители могут: 1) воспользоваться я-сообщением, 2) заново вернуться к обсуждению проблемы, чтобы найти решение получше, или 3) вместе с ребенком подумать, можно ли сделать так, чтобы ребенок больше не забывал об обещании.