Обезьянничанье у детей
Мистер Т. пришел на занятия расстроенный — его первая попытка применить активное выслушивание провалилась. «Мой сын посмотрел на меня круглыми глазами и сказал: “Ты что, смеешься надо мной? Повторяешь все, что я ни скажу”». С мистером Т. случилось то, что случается со многими родителями, когда они начинают бездумно повторять вслед за детьми факты, а не стоящие за ними чувства. Получается не активное выслушивание, а простое обезьянничанье. Таким родителям следовало бы напомнить, что слова ребенка всего лишь средство для передачи чувств, эмоций. Сам код не является сообщением, родителю нужно еще потрудиться, чтобы его истолковать. «Ты гадкий поросенок!» —сердито кричит малыш своему отцу.
Естественно, ребенок понимает, что есть разница между поросенком и взрослым мужчиной, так что смысл его сообщения не сводится к утверждению: «Мой отец — поросенок». Данный код — всего лишь способ, позволяющий ребенку выразить свой гнев или свое недовольство.
Если бы отец произнес в ответ: «Ты считаешь, что я поросенок», ребенок вряд ли решил, что его правильно поняли. Но если бы отец сказал: «Ты очень сердишься на меня!» —ребенок, скорее всего, ответил: «Ну да!» —и почувствовал, что его поняли. Примеры показывают, насколько существенна разница между ответами, просто копирующими код сообщения, и ответами, в которых содержится родительская интерпретация услышанного, — то есть родитель расшифровал сообщение и передал по обратной связи его суть.