Двенадцать барьеров в общении
Профессиональные психологи рекомендуют избегать именно этих двенадцати типов ответов на сообщения детей. Чтобы понять, как возникают эти двенадцать барьеров в общении между родителями и детьми, нужно прежде всего вспомнить, что вербальные сообщения имеют не только прямой смысл. Например, вы отвечаете девочке, которая пожаловалась, что подруга перестала с ней водиться: «А ты сама будь поласковей с Дженни, и, может быть, она захочет играть с тобой». Для девочки в этой фразе будет заключено не только непосредственное содержание. Ребенок может «услышать» в этих словах одно из следующих сообщений: «Маме не нравятся чувства, которые я испытываю, поэтому она хочет, чтобы я изменилась». «Мама не доверяет мне, она думает, что я сама не справлюсь с этим делом». «Мама думает, что это я во всем виновата». «Мама думает, я не такая умная, как она». «Мама думает, что я сделала что-то плохое». Когда ребенок говорит: «Я терпеть не могу школу», а вы отвечаете: «Ох, мы все так думали, когда были школьниками. Теперь пришла твоя очередь, но это ничего, пройдет», ребенок может уловить в вашем ответе дополнительные смыслы и придет к следующему заключению:
«Выходит, то, что я чувствую, не так уж важно». Когда родители что-то говорят ребенку, они непременно добавляют что-то и о ребенке. Вот почему общение с ребенком так сильно сказывается на его личности, а в конце концов и на отношениях между ним и родителем. Каждый раз, когда вы беседуете с ребенком, вы добавляете новый штрих к общей картине отношений, складывающихся между ним и вами. Каждый раз вы сообщаете ребенку, что о нем думаете. И так постепенно в его представлении выстраивается картина того, каким вы его воспринимаете.