Конфликты или сильные эмоции
Миссис Ллойд, которой с детства внушили, что конфликты или сильные эмоции — нечто такое, что в «приличной» семье просто недопустимо, всегда уступала Брианне, какие бы требования она ни выдвигала. Она старалась избегать семейных сцен и, по ее словам, «делала все, чтобы в семье был мир и покой». В переходном возрасте Брианна стала еще более требовательной, почти не помогала родителям по дому и не принимала в расчет их нужды и просьбы. Она твердила родителям, что их прямая обязанность — заботиться о ней, раз уж они произвели ее на свет, ведь она их об этом не просила. Миссис Ллойд стала все чаще обижаться на Брианну. Она очень хотела быть хорошей матерью, но после всего того, что она сделала для Брианны, ей было очень горько сознавать, что ее дочь растет такой эгоисткой и столь пренебрежительно относится к родителям. «Мы привыкли давать, а она — только получать» — так эта женщина описывала ситуацию в семье.
Миссис Ллойд была уверена, что где-то допустила ошибку, но у нее и в мыслях не было, что наглое поведение Брианны — прямое следствие того, что она сама боится отстаивать свои права. Занятия на курсах помогли ей понять, что и она как личность имеет полное право требовать уважения к своим интересам, а затем преподаватель научил ее, как противостоять Брианне в тех случаях, когда поведение девочки становится слишком вызывающим. Что могут сделать родители, если поведение ребенка их не устраивает? Как заставить его думать не только о себе, но и о других? Тут мы подходим к вопросу о том, как родители должны говорить с детьми, чтобы дети прислушивались к их чувствам и учитывали их нужды. В случае, когда ребенок создает для родителя проблемы, требуются совсем другие навыки, нежели в ситуации, когда ребенок сам сталкивается с проблемой. В последнем случае мы говорим: «Проблема у ребенка»; когда же ребенок создает родителю проблему, мы говорим: «Проблема у родителя». В этой главе мы покажем родителям, какие навыки им понадобятся для решения проблем, возникших по вине их детей.