Родители очень маленького ребенка
Родители очень маленького ребенка должны научиться выслушивать его, как это делают родители детей детсадовского возраста и старше. Это будет выслушивание особого рода, потому что младенцы посылают нам невербальные сообщения. Младенец просыпается в полшестого утра и начинает плакать. Очевидно, с ним что-то не так, — может, его что-то беспокоит, чего-то не хватает, хочется чего-то. Он не может послать родителю вербальное сообщение: «Мне очень неудобно». Следовательно, родитель не может применить активное выслушивание так, как было описано ранее. Ребенок, вероятнее всего, этих слов просто не поймет.
Родитель услышал невербальное сообщение и должен его как-то истолковать, расшифровать. Поскольку вербальная «обратная связь» для проверки его предположений в данном случае невозможна, ему приходится использовать невербальный, или поведенческий, способ обратной связи. Родитель может сначала укутать ребенка. Но ребенок по-прежнему плачет. Тогда родитель берет ребенка на руки и укачивает. Ребенок продолжает плакать. И наконец, родитель дает ребенку бутылочку молока, и ребенок, почмокав, сразу же успокаивается.