Право на отдельность у ребёнка
Только признавая за ребенком право на «отдельность», вы сможете помочь ему. В трудную минуту вы должны быть рядом с ним, но не действовать вместо него. Чем чревато активное выслушивание Активное выслушивание подразумевает, что лицо, воспринимающее информацию, воздерживается от высказывания собственных мыслей и чувств, полностью сосредоточившись на восприятии информации, которую пытается сообщить ему ребенок. Так можно получить более четкую информацию. Если родитель хочет уяснить точку зрения ребенка, он должен попытаться поставить себя на его место, и только после этого он поймет смысл, который ребенок вкладывает в свое сообщение. «Обратная связь» в активном выслушивании не более чем проверка правильности сделанных родителем предположений, а для ребенка это подтверждение того, что его правильно поняли. Когда мы прибегаем к активному выслушиванию, с нами происходит нечто невероятное. Пытаясь понять чувства или мысли другого, пытаясь поставить себя мысленно на его место, вы, как слушатель, рискуете переменить свое собственное мнение о ситуации. Другими словами, понимание ситуации может изменить человека. Примеривая на себя чужой жизненный опыт, вы заодно получаете возможность по-новому взглянуть на свой собственный. Некоторых это пугает. Негибкий человек, привыкший защищать свой внутренний мир от любых посягательств, не захочет даже на время перенимать точку зрения, отличную его собственной. Гибкий человек, однако, не боится перемен. И если родители сумеют проявить достаточную гибкость и не побоятся перемен, дети будут только рады — они увидят, что их мамы и папы становятся более человечными в том, как полезен бывает метод активного выслушивания, родители все же некоторое время не решаются его применять, опасаясь, что у них ничего не получится. Но это совсем не трудно — просто надо быть посмелее и почаще тренироваться. «А как понять, когда пора применить активное выслушивание? — можете вы меня спросить, — и получится ли у меня, ведь я не психолог?» Миссис Т., интеллигентная, образованная женщина, мать троих детей, сказала во всеуслышание на занятиях в группе КЭР: «Я только теперь поняла, насколько сильна была во мне привычка указывать детям — я вечно давала советы, подбрасывала готовые решения. Удастся ли мне выйти из роли всезнайки?»