Верность принципа сопричастности
Верность принципа сопричастности вновь и вновь доказывают промышленные эксперименты. Когда наемные работники имеют право голоса в принятии некоего решения, они с большей настойчивостью проводят его в жизнь. В компаниях, где у подчиненных есть право голоса в вопросах, которые их так или иначе затрагивают, выше производительность труда, высока степень удовлетворенности работой и отсутствует текучесть кадров. Метод III не гарантирует, что дети непременно со всех ног кинутся выполнять решение, по которому достигнута договоренность, но вероятность того, что они так сделают, велика. У детей появляется ощущение, что решение, выработанное с применением метода III, — это и их собственное решение. Они заинтересованы в нем и чувствуют себя ответственными за его выполнение. Им приятно думать, что взрослые не стали добиваться победы ценой их поражения, не стали настаивать на своем.
Пути решения конфликтов, возникающие при использовании метода III, часто предлагают сами дети. Естественно, при этом им хочется увидеть результат. Один слушатель из группы КЭР поделился с нами историей, которая служит прекрасным примером использования метода III:
Уилбер, четырех с половиной лет, отказывался идти вместе с мамой в гости, чем сильно озадачил маму. Ведь у маминой подруги была дочка Бекки, с которой Уилбер дружил.
Этот случай показывает, как хорошо все складывается, если ребенку дают возможность самому придумать выход из трудной ситуации. В результате он заинтересован в том, чтобы довести задуманное до конца, то есть у него появляется сильная мотивировка. К тому же родитель, советуясь с ребенком, показывает тем самым, что доверяет ему ответственное решение. Когда дети чувствуют, что взрослые им доверяют, они стараются оправдать доверие. дети чувствуют, что взрослые им доверяют, они стараются оправдать доверие